ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖПАРТИЙНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Качественно новые политико-правовые и социально-экономические условия и преобразования, достигнутые за короткое время нашей страной,являются отражением прогрессивных демократических идей, воплощенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан
в 2017–2021 годах, инициированной Президентом Республики Узбекистан. И это создает возможность для активного участия каждого человека в управлении обществом и государством. Естественно, что все эти преобразования оказывают влияние
и на формирование многопартийной системы.
Сегодня политические партииявляются не только важным элементом гражданского общества, но и значимым инструментом повышения политической и общественной активности граждан, выражения воли и мнения населения. И этому способствуют
те правовые возможности и условия для их широкого и свободного участия в политической жизни страны, которые были созданы
за годы независимости.
Конституция Узбекистана, принятые на ее основе законы
«Об общественных объединениях», «О политических партиях»,
«О финансировании политических партий», Конституционные Законы «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны»
и «О внесении поправок в отдельные статьи (статья 89; п. 15 статьи 93; ч. 2 статьи 102) Конституции Республики Узбекистан», совершенствование избирательного законодательства и принятие нового Избирательного кодекса, а такжеряд других актов законодательства заложили прочную правовую базу создания
и свободного развития в стране партий и общественных объединений, выражающих интересы разных слоев населения, способствовали расширению полномочий политических партий.
Законодательством страны закреплена недопустимость вмешательства в деятельность политических партий. Вместе с тем, за партиями закреплено право на получение государственных средств для финансирования своей уставной деятельности
при условии получения необходимого количества депутатских мест по итогам выборов в нижнюю палату парламента.
Нельзя не отметить, что политические инициативы и изменения в национальное законодательство повысили ответственность и самостоятельностьполитических партий в формировании правительства, а также их роль и значение в обществе. А внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты послужили не менее важным средством упрочения межпартийной конкуренции в укреплении состязательности депутатских партийных групп, низовых партийных структур, которые являются опорой партий и источником выработки множества путей реализации программ государства.
Одним словом, созданные правовые механизмы участия партийных организаций в осуществлении государственной политики предопределили рост их политического влияния. Сегодня политические партии активно реализуют свое исключительное право выдвижения кандидатов в Законодательную палату с тем, чтобы иметь возможность продвигать интересы партии
и электората через разработку и принятие законов, важнейших государственных программ. Кандидатура Премьер-министра страны предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах
в Законодательную палату Олий Мажлиса или несколькими политическими партиями, получившими равное количество депутатских мест. Следовательно, политические партии участвуют в формировании исполнительной власти и влияют на ее деятельность.
Важно также отметить, что изменения, внесенные
в законодательство о партиях и принятие нового Избирательного кодекса, усиливают роль партий в избирательном процессе. Так,
в предстоящих парламентских выборах в борьбу включились все пять политических партий –Движение предпринимателей
и деловых людей — Либерально-демократическая партия Узбекистана Социал-демократическая партия «Адолат», Демократическая партия «Миллий Тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана,и «Экологическая партия Узбекистана».
Каждая из пяти действующих партий имеет свою программу,
и следовательно -свою позицию на общественно-политические процессы, основанную на надеждах электората.К примеру, УзЛиДеП защищает интересы среднего класса собственников, предпринимателей и деловых людей, фермеров, представителей малого бизнеса и сферы услуг, а электорат СДП «Адолат» представляют инженерно-технические и научные работники, педагоги, врачи, работники бюджетной сферы, труженики сферы обслуживания. ДП «Миллий тикланиш» — представители творческой интеллигенции, работники культуры, искусства
и информационной сферы, патриотически настроенная молодежь, ремесленники. Электорат НДПУ – это люди, нуждающиеся
в адресной социальной поддержке со стороны государства
и общества, включая пенсионеров и инвалидов, а также работников бюджетных организаций, занимающихся их социальной защитой, представители социальной сферы. Электорат Экологической партии — это специалисты-экологи, медики, ученые, представители сферы образования и различных институтов гражданского общества. Следовательно, выступая в качестве основных субъектов избирательного процесса, партии обеспечивают формирование политически структурированных представительных органов, учитывающих в своей деятельности широкий спектр социальных предпочтений.
Немаловажен и тот факт, что Избирательный кодекс разработан с участием всех политических сил и партий страны, институтов гражданского общества. По нему получены заключения авторитетных международных организаций, в частности, БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы.
В предстоящих выборах, в соответствии с новым Избирательным кодексом, партии, как главные субъекты избирательного процесса, теперь имеют право выдвигать кандидатов не только в 135, но во всех 150 избирательных округах, а избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий; увеличено количество доверенных лиц кандидатов в депутаты (10 – для парламента,
5 — областных Кенгашей народных депутатов, 3 – районные
и городские Кенгаши народных депутатов); усилена роль наблюдателей от политических партий в обеспечении гласности
и демократичности выборов и др.
Безусловно, новшества Избирательного кодекса
и законодательно предоставленные партиям абсолютно равные возможности предвыборной агитации способствуют укреплению многопартийной системы, усилению межпартийной конкуренции, борьбы идей и программ, — важнейшего и необходимого условия демократии.
По признанию Парламентской ассамблеи Совета Европы политическиепартии – «ключевой элемент конкуренции
на выборах и основное связующеезвено между частным лицом
и государством», вовлекающее «отдельных людейи группы лиц
в политический процесс…».
Ныне партии должны учитывать, что избиратель сегодня более требовательный, не тот, что был несколько лет назад. Меняется страна, меняется мышление. Меняются и запросы к кандидатам. Сегодня завоевать доверие избирателя не так-то просто. Пустые обещания не нужны. Необходимы конкретные дела и решения. Нужны профессионализм и компетентность. Именно поэтому все партии очень серьезно подготовились к предстоящему политическому экзамену. На основе глубокого анализа ошибок
и недостатков, допущенных в период между выборами, политические партии серьезно проработали и обновили свои программные цели и задачи, направленные на решение актуальных проблем и вопросов, волнующих избирателей, проанализировали работу в идеологическом направлении, внесли в свои программы необходимые изменения и дополнения, изучив при этом мировой опыт.
По сведениям Национального демократического институтамеждународных отношений (НДИ)большинство людей в странах
с демократической системой оказывают поддержку политическим партиям, исходя из их политической программы. Поддержка партии со стороны населения будет обеспечена только в том случае, если партия сможет продемонстрировать –что ее беспокоят проблемы населения и что она разделяет их беспокойство о настоящем страны и их надежды на будущее и, что у партии есть конкретная
и реальная программа действий по улучшению жизни граждан.
Сейчас в процессе агитационного периода, у избирателей есть возможность определиться с предпочтениями и сделать осознанный выбор наиболее достойной программы и достойного кандидата.
Каковы же цели и задачи политических партий страны? Изучение и анализ программных документов политических партий помогает избирателям определить свои предпочтения.
Так, если основной целью УзЛиДеП является создание новых возможностей для предпринимателей и деловых людей, защита их интересов и создание условий для их процветания, то СДП «Адолат» делает ставку на формирование справедливого гражданского общества и правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой. ДП «Миллий тикланиш» видит свою цель всохранении и приумножении национальных, культурных и духовных ценностей, защите
и продвижении национальных интересов, возрождении
и обогащении исторического наследия и обычаев. В свою очередьНДПУ выступает за формирование в Узбекистане социального демократического государства, обеспечивающего социальное равенство всех граждан, независимо от социального
и имущественного положения, подконтрольность и подотчетность власти народу и гарантирующего высокий уровень социальной защищенности уязвимых слоев населения. Тогда как Экологическая партия выступает за обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения, экологической безопасности, создание благоприятной окружающей среды, сохранение природных ресурсов для настоящего и будущих поколений.
Сегодня базовые демократические принципы не вызывают противоречий между партиями. Правовое государство, справедливость, верховенство закона и др. Здесь у политических партий нет разногласий. Сегодня все политические партии поддерживают принципы демократии, и это их объединяет. Именно эта приверженность составляет основу для сотрудничества партий в главном – в формировании нового этапа развития демократического, либерального, открытого внешнему миру
и конкурентоспособного Узбекистана. Разница между политическими партиями проявляется в первоочередности обеспечения специфических социальных интересов, методов осуществления социальных и общенациональных интересов.
Сегодняшнего избирателя не интересуют цифры и отчеты.
В отличие от предыдущих кампаний, кандидаты от партий ставят конкретные проблемы и предлагают пути их решения. К примеру, УзЛиДеП предлагает принятие Предпринимательского
и Инвестиционного кодексов; разработку Стратегии обеспечения конкурентоспособности Узбекистана, рассчитанной на 2020-2025 гг. СДПУ «Адолат» выдвигает идею внедрения передовых технологий в важные отрасли нашей страны, предлагая продолжить осуществление целевой программы «Электронный парламент»
в госуправлении, расширение постоянного диалога и связей между гражданами и представителями органов власти всех уровней
на местах. При этом формирование мощной системы образования и сильных человеческих ресурсов, партия предлагает через внедрение информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях системы образования и др. ДПУ«Миллий тикланиш» предлагает сплочение граждан единой общенациональной идеей; искоренение коррупции, местничества и кумовства, бюрократизма, усиление общественного контроля, развитие туризма и др. Народно-демократическая партия Узбекистанапредлагаетвнедрение современных критериев оценки уровня малообеспеченности населения, основанных на определении размера прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины. Инициирование принятия в этих целях Законов
«О прожиточном минимуме» и «О минимальной потребительской корзине»; принятие дополнительных мер по обеспечению посильной трудовой занятости лиц с инвалидностью, включая осуществление целевых программ создания специализированных предприятий для труда инвалидов, осуществляемых за счет централизованных инвестиций и в порядке государственно-частного партнерства; Экологическая партия Узбекистанавыступает за внедрение принципов «зеленой экономики», комплексное решение экологических проблем и снижение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды
на здоровье населения, разработка и принятие Экологического Кодекса Республики Узбекистан и др.
Как видим, готовность партий обсуждать острые социально-политические и внешнеполитические вопросы, не дожидаясь пока руководство страны озвучит свое мнение, свидетельствует
о серьезных существенных изменениях в проведении избирательной кампании.
Безусловно, цели, задачи и предлагаемые пути решения проблем свидетельствуют о серьезной и высокой межпартийной конкуренции, которая проявляется в соперничестве партий, конкуренции взглядов и идей и в конечном итоге — борьбе за голоса избирателей. Главное, чтобы межпартийная борьба и конкуренция проводилась в рамках уважения и соблюдения конституционных норм, которые являются главным и единственным принципом существования политических партий. А избиратель в этих программах партий и кандидатов в депутаты соответственно выявляет свои интересы и голосует за будущее своей страны.
Как видим, партийная альтернатива дает нам выбор наилучшего пути устройства общества, способствует конструктивному соперничеству между партиями не только
в законотворчестве, но и в принятии важнейших решений, направленных на дальнейшую либерализацию проводимых реформ в стране. При этом важно не забывать, что как сама активность представителей политических партий, так и ход межпартийной конкуренции, уважение и соблюдение ими Конституции, законов, этических норм, должны служить примером
и образцом для молодежи.
В заключение отметим, что усиление политической борьбы между партиями, обострение межпартийной конкуренции безусловно, не самоцель реформ в социально-политической жизни страны. Повышение ответственности перед избирателями
и электоратом как раз и направлено на ускорение экономических
и социально-политических реформ. И чем острей будет полемика между представителями различных лагерей на политической арене республики, тем полнее будет проявляться конструктивная состязательность партий и тем более полное удовлетворение получат интересы избирателей.
Джавакова Каринэ,
доктор философских наук, профессор