РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОГО ЭЛЕКТРОННОГО СПИСКА ИЗБИРАТЕЛЕЙВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УЗБЕКИСТАНА
Благодаря последовательной и поэтапной модернизации общественно-политической системыРеспублики Узбекистан,
в стране создана отвечающая демократическим принципам национальная избирательная система. На ее основе полностью реализуется право граждан на участие в управлении делами общества и государства. Важное значение имеет закрепление
в Конституции ив Избирательном кодексе Республики Узбекистаннормв сфере проведения выборов, сформированных на основе общепризнанных международных принципов и стандартов.
В основу национальной модели государственности Узбекистана заложены принципы свободы выбора и волеизъявления граждан, прежде всего конституционное право каждого избирать и быть избранным в органы государственной власти. Реформы
в избирательной сфере имеют системный, последовательный
и взаимосвязанный характер и направлены на обеспечение свободы выбора, развитие национального законодательства о выборах,
а также внедрения избирательный процесс передовыхинформационных технологий.
Подтверждением эффективности глубоких преобразований
в данной сфере стали: во-первых, разработка и принятиев июне 2019 года Избирательного кодекса Республики Узбекистан;
во-вторых, создание правовых основ формирования
и использования Единого электронного списка избирателей. Это, свою очередь, способствовало усилению гарантий избирательных прав граждан в области обеспечения принципов открытости
и прозрачности всего избирательного процесса.
Единый электронный списокизбирателей является государственным информационным ресурсом,который содержит информацию о гражданах-избирателяхРеспублики Узбекистан, достигших18-летнего возраста, имеющих постоянное или временное местожительство, дееспособных (по данным ЦИК,
в республике это около 22 млн. граждан-избирателей).
Единый электронный списокизбирателей направлен на обеспечение предотвращения случаев многократного голосования одним лицом (голосования в нескольких местах), точности списков избирателей по соответствующим избирательным участкам, формирования списка избирателей с привязкой к кадастровым номерам объектов недвижимости, а также недопущения случаев включения в список избирателей в день голосования.
Единый электронный списокизбирателей формируется
и обновляется на основании информации:
– о гражданах-избирателях, представляемой Государственным центром персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
– о гражданах-избирателях, предоставляемой избирательными комиссиями, посредством уточнения списков избирателей в период избирательной кампании.
Стоить отметить, что данное новшество ввелось для исполнения взятых нашей страной обязательств как государства-участника ОБСЕ.
Так, в Декларации Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 года говорится о том, что фальсификация результатов выборов является нарушением прав человека и представляет собой проблему безопасности для всего региона. Декларация обязывает все государства-участники принимать меры для решения этой проблемы. Документ Стамбульской встречи на высшем уровне 1999 года также обязывает государств-участников ОБСЕ «проводить свободные и честные выборы».
Узбекистанобеспечил исполнение данных обязательств путем детализации процесса сбора информации об избирателях
и составления Единого электронного спискаизбирателей (статья 28 Избирательного кодекса), а также предоставления избирателям права ознакомления со списком избирателей, а также возможностью его оспаривания (статьи 29, 30 Избирательного кодекса).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 августа 2017 года № 630 «О мерах по формированию и ведению Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан», впервые 24 декабря 2017 года в ходе выборов в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента была проведена апробация Информационной системы по формированию Единого электронного списка избирателей, которая позволила обеспечить:
– автоматизацию формирования списков избирателей
и избирательных участков, в результате чего был сформирован список из более 1,6 млн. граждан, из которых 1,2 млн. воспользовались своим правом;
– проверку избирателя в электронном списке избирателей
в режиме онлайн;
– отметку явки избирателя в Информационнойсистеме
по формированию Единого электронного списка и передачу соответствующей информации в ЦИК.
Вместе с этим, посредством этой системы созданы 330 избирательных округа и 885 избирательных участков.
Апробация системы показала, что данная информационная система справляется с возложенными на нее задачами, указанными в главе 4 Избирательного кодекса, а именно:
– автоматизацией процесса формирования Единого электронного списка путем интеграции с ведомственными информационными системами и базами данных по защищенным каналам связи;
– предоставлением инструментов по распределению граждан-избирателей по избирательным участкам с возможностью корректировки списков;
– предоставлением возможности гражданам-избирателям ознакомления с информацией, касающейся их избирательных участков, и направления запроса на изменение избирательного участка;
– распределением прав доступа пользователей к сведениям, хранимым в Едином электронном списке, и функциями корректировки списков по избирательным участкам.
Данные задачи были сформулированы с учетомзарубежного опыта таких стран, как Великобритания, Дания, Россия, Республика Корея и др. Так, в России система ГАС «Выборы» действует более 20 лет входе избирательных процессов, как на федеральном, так на региональноми местном уровнях. При этом,по мнению многих экспертов преимущественной стороной данной системы является упрощенный порядок подсчета голосов избирателей, а также обеспечение реализации активного избирательного права граждан.
Схожая система ведения электронного реестра
в Великобритании действует с 2000 года. После проведения правительством апробации было установлено, что данная система позволила не только увеличить число проголосовавших избирателей, но и уменьшило расходы на проведение голосования.
Впервыев Республике Узбекистан широкомасштабно списки избирателей будут составлены на основе Единого электронного реестра входе предстоящих выборов в Законодательную палату ОлийМажлиса и местные Кенгаши народных депутатов, намеченных 22 декабря 2019 года.
Как было уже отмечено, Единый электронный списокбудетсоставлен из Информационной системы по управлению избирательным процессом, на основе сбора информации
от различных государственных органов.В последующем, списки избирателей будут извлечены из Единого электронного списка
и сгруппированы для каждого избирательного участка отдельно.
Списки правомочных избирателей, временно находящихся
в пенитенциарных учреждениях, воинских частях, больницах
и других стационарных медицинских учреждениях, а также тех, кто проживает за границей, будут составлены руководителями этих учреждений или соответствующих дипломатических миссий. Избиратели, проживающие за рубежом, смогут подать свои бюллетени на избирательных участках, созданных в дипломатических представительствах.
В своем Отчетемиссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ «Выборы в парламент Республики Узбекистан» от декабря 2019 года,выражена уверенность, что Единый электронный список полностью начнет функционировать на предстоящих выборах
и принесет на этих выборах свои положительные результаты.
Н.Гулимова,
Главный научный сотрудник
Института проблем законодательства
и парламентских исследований при
ОлийМажлисе Республики Узбекистан