ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ –ГЛАВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Роль политических партий в развитии и укреплении современной демократии исключительно высока. С одной стороны, политические партии являются результатом и проявлением общественной активности населения той или иной страны, а с другой стороны, именно политические партии, придя к власти на выборах способны осуществлять государственную власть, реализуя свою программу, которая обеспечила им поддержку избирателей.
Практика избирательных кампаний современного демократического государства показывает, что выборы
в представительные органы власти – это выборы, в которых непременно участвуют политические партии.
Общественный авторитет каждой партии определяется
на периодически проводимых выборах, в связи с чем порядок организации и проведения выборов должен соответствовать развивающейся социально-политической ситуации в обществе.
Создание в Узбекистане развитой избирательной системы,
с одной стороны, вобравшей многие позитивные достижения в этой области зарубежной практики, а с другой – учитывая, сохраняя и развивая собственный лучший опыт, традиции, весьма высоко оценено многими зарубежными экспертами. В этом контексте Избирательный кодекс стал реальным воплощением усилий Узбекистана в стремлении в полной мере следовать базовым принципам демократических выборов, закрепленным в международных документах.
Одним из наиболее важных этапов избирательного процесса является выдвижение кандидатов. Зарубежная практика знает три основных способа выдвижения кандидатов (выдвижение группами избирателей, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или общественными объединениями). Выдвижение кандидатов политическими партиями или общественными объединениями практикуется на выборах Национального Совета Австрии, Бундестага ФРГ и др.
В соответствии со ст. 37 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, право на выдвижение кандидата в депутаты Законодательной палаты, местных Кенгашей имеют политические партии. Выдвижение кандидатов занимает центральное место
в избирательной кампании, определяющее весь ход
ее дальнейшего развития. Все последующие этапы борьбы
за депутатские мандаты, все перипетии соревнования за места
в парламенте и местные Кенгаши зависят от того, кто будет назван претендентом на вакантные места в представительном органе власти.
Согласно статье 68 Избирательного кодекса правом
на выдвижение кандидатов в депутаты обладает политическая партия и она может выдвигать кандидатов в депутаты при условии, если она зарегистрирована Министерством юстиции.
В Избирательном кодексе сокращен предельный срок регистрации с шести до четырех месяцев до начала избирательной кампании.
В Узбекистане в предстоящих 22 декабря выборах принимают участие пять действующих политических партий страны: Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Демократическая партия «Миллий тикланиш», Либерально-демократическая партия и Экологическая партия Узбекистана. Политическое и социальное многообразие населения Узбекистана в настоящее время представлено именно этими политическими партиями.
Избирательное законодательство Узбекистана обеспечивает реализацию Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года, который гласит, что государства-участники ОБСЕ должны «уважать право граждан добиваться политической или общественной должности, в индивидуальном порядке или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».
В соответствии со статей 70 Избирательного кодекса закреплено, что выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется высшими органами политических партий, порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями. При этом политические партии правомочны выдвинуть сто пятьдесят кандидатов в депутаты – одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу. Одно и то же лицо может быть представлено кандидатом
в депутаты только по одному избирательному округу.
К сегодняшнему дню кандидаты от пяти действующих
в Узбекистане политических партий 750 человек зарегистрированы для участия в выборах в нижнюю палату парламента, т.е. каждая партия выдвинула по 150 кандидатов.
При этом число женщин должно составлять не менее 30%
от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых
от политической партии, и политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты членов своей партии или беспартийных. Другими словами, любой гражданин, в том числе беспартийный, также может стать кандидатом в депутаты и полностью обеспечивается его право добиваться политических или государственных постов в личном качестве.
Предстоящие выборы станут экзаменом на зрелость для всех участников избирательного процесса и будут способствовать отбору квалифицированного депутатского корпуса, необходимого
в период осуществления демократических преобразований.
Вместе с тем предстоящие выборы в контексте реализуемой
в стране Стратегии действий по пяти приоритетным направления развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, продвижение новых идей и предложений, направленных на демократизацию всех сторон жизни общества, должны соответствовать идее «Народ ждет не пустые обещания, а конкретные дела».
В этом плане политические партии должны кардинально пересмотреть свои подходы к решению наболевших проблем общества, обновить формы и методы работы с населением
и избирателями. Все это в конечном итоге позволит усилить работу парламента, местных органов представительной власти как локомотива демократических реформ. Ибо демократические преобразования в Узбекистане осуществляются во благо человека: все решается с позиции обеспечения безопасности общества, повышения экономического благосостояния и уровня жизни населения.
Реализация новых норм избирательных законодательства будет способствовать более полному осуществлению принципа свободы выбора, дальнейшей демократизации избирательной системы страны, повысит эффективность обеспечения равных условий кандидатам в депутаты, политическим партиям
в предстоящих выборах.
О.Мухамеджанов
профессор Ташкентского государственного
юридического университета